Физкультминутки

Роль физкультминутки в построении учебного процесса.

    Физкультминуткой называют короткие физические упражнения, позволяющие предупредить усталость у детей во время основных занятий и восстановить умственную работоспособность. 
Продолжительность составляет полторы-две минуты. Выполняются чаще всего стоя возле парт или на ином свободном пространстве (например, перед доской). Рекомендуемое время проведения — через 12-16 минут.

    Польза или вред? 
Вроде как польза очевидна, однако педагоги разделились на две группы: одни уверены в необходимости проведения физкультминуток, вторые убеждены, что они только расслабляют детей, после чего их трудно вернуть в русло занятий. Но большинство все-таки склоняется первому варианту, приводя следующие аргументы:

  • улучшают кровообращение;
  • активизируют мышление детей;
  • возбуждают те участки головного мозга, которые не участвовали в ходе предыдущей деятельности, давая отдых работавшим до физкультминутки;
  • снимают утомление нервной системы и мышц;
  • повышают настроение.

    Таким образом, к детям возвращается интерес к основному занятию. 
    С каждым учебным годом нагрузка на ребенка увеличивается: появляются новые предметы, в день проходит до 6 уроков, следовательно, накаливается усталость. На общее состояние учащихся также оказывают влияние такие факторы, как использование во время занятий технических новинок – проекторов, интерактивных досок и прочих изобретений, помогающих в усвоении программы. В таком случае к классным комнатам применяются определенные санитарные нормы. Но воздействие в любом случае остается.

    Отличным средством профилактики в вышеперечисленных случаях и будет являться физкультминутка. А для того, чтобы не совсем переключалось внимание с основной темы урока, опытные педагоги приспосабливают эти пару минут отдыха для закрепления изученного. Таким образом, не отступая от темы занятия, школьники получают разрядку. 
Задача учителя: вовремя провести физкультминутку

    Уже давно доказано, что внимание ребенка на протяжении длительного времени удержать очень трудно. Также известным является факт, что во время уроков усталости подвержены не только пальцы или глаза, но и весь организм в целом. Дети теряют усидчивость, начинают вертеться (либо головой, либо всем телом), ноги приходят в движение.

    Кроме того, физические упражнения являются не только эффективным способом переключить и поддержать внимание школьников, но и оказывает положительное влияние на общее развитие организма и укрепления здоровья. Человек умеет настраиваться на выполнение какой-либо работы (эту способность организма открыл Ухтомский А.А., известный физиолог из России). Главное, правильно использовать это качество. Если взрослый человек сам способен контролировать это, то ребенку необходима помощь. Во время уроков именно учителю отведена роль помощника для плодотворной работы и усвоения пройденного материала детьми.

    При высшем напряжении внимание ребенка непостоянно, ему необходимо время от времени переключаться на нечто иное. Когда наступает этот момент передышки, ученик выключается из работы, активная деятельность пропадает. Потраченное на физкультминутку время окупается с лихвой, ведь находящиеся в полусонном состоянии школьники за неделю могут не усвоить то, что после кратковременного отдыха воспринимают намного лучше и эффективнее.

    Поэтому главная задача учителя, который абсолютно невиновен в потери концентрации ребенком, — вовремя заметить этот спад, переключить внимание на что-то другое, тем самым подняв внимание на прежний уровень. И ведущая роль принадлежит именно физкультминуткам.

    Прыжки, наклоны, подтягивания, другие упражнения под музыку либо речитатив педагога (это обязательное условие, иначе вдохи у детей будут неглубокими и поступление кислорода в легкие недостаточным) — таким образом могут проводиться физкультминутки. Подбираются они с учетом характера занятий. 
    Итог — гармоничное развитие ребенка, хорошая успеваемость, эффективная работа учителей.